Аналитики «Сбера» изучили «обратные эффекты» антироссийских ограничений по итогам двух лет их действия. Business FM поговорила с бизнесом, какие у него были предчувствия два года назад и какие ощущения в итоге сейчас?
Обновлено в 21:53
Два года спустя стало очевидным, что санкции не сработали. В Центре финансовой аналитики «Сбера» подготовили исследование, в котором говорится об «обратном эффекте» антироссийских санкций, пишет РБК. Отмечается, что некоторые ограничения не только не навредили России, но скорее ударили по экономикам вводивших их стран.
Как говорится в исследовании, добровольный или вынужденный уход западных компаний с российского рынка оказался стимулом для роста собственного производства, параллельного импорта и импорта альтернативной продукции из третьих стран. Эксперты отмечают, что в будущем у России могут появиться проблемы с развитием своего производства без доступа к западным технологиям и из-за непредсказуемости новых партнеров. Business FM спросила у бизнеса, какие у него были предчувствия два года назад и какие ощущения в итоге сейчас.
Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
«Понятно, что в момент ввода санкций была сплошная неизвестность, была необходимость оперативно решать вопросы, возникающие с поставками, с платежами, со сменой контрагентов и так далее. Сейчас уже к санкциям привыкли, поменяли многие логистические направления. В принципе какого-то санкционного давления мы не испытываем. Работаем в сегменте продуктов питания, а там как таковых санкционных мер не было. Что было у нас: отдельные поставщики из недружественных стран принимали решения либо под давлением своих банков по поводу приема платежей из России, либо по каким-то еще своим внутренним соображениям. Что касается технологического отставания, кондитерская отрасль — это не вершина современных технологий. В чипах, которые работают в кондитерской отрасли, главное не размер, а устойчивость к температурам, к вибрациям и так далее. Поэтому тут никто не гонится за нанометрами, это обычное промышленное оборудование, обычные промышленные контроллеры. Мы и до санкций начали переходить на российских либо на турецких поставщиков. Это было обусловлено ценами, потому что в последние годы цены в Европе стали совсем неконкурентными.
Основатель компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова:
— Когда ввели санкции, конечно, у всех был шок. У нас тоже рынок встал, и психологически было, конечно, тяжело. У нас разрушилась крупная сделка по продаже IT-платформы, но все отодвинулось на год. Мы там проиграли на курсе доллара, потому что сделки в рублях идут. Но на сегодняшний день, мне кажется, это шанс для страны, мы можем сделать полное импортозамещение в такой отрасли, как строительство. И это произошло. Россия сможет любой товар делать сама.
— А все-таки два сдерживающих фактора остаются. Это будущее технологическое отставание из-за того, что мы отрезаны от передовых разработок, и непредсказуемость наших новых партнеров. Насколько это по вам ударяет?
— По нам это не ударяет, мы как строили, продавали и были востребованы, так и продолжаем. На руку сыграло то, что стало возрождаться наше производство. Мы на 99% стали производить все материалы. Единственное, у нас остались вопросы по лифтам, которые в высоких зданиях.
Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей, параллельный импорт АГ «Авилон»:
— Нашу компанию санкции очень сильно затронули, потому что портфели группы компаний в основном были у европейских брендов — премиальных и люксовых. Автомобили, которые мы продавали, ушли с рынка: BMW, Mercedes, Audi, Rolls-Royce, Martin, Ferrari, Bentley. Мы были вынуждены менять наш портфель брендов, сейчас мы полностью переключились на китайские автомобили, которые представлены в России. Но это больше экономсегмент, для нас это перестройка сознания, мировоззрения. Но, с другой стороны, открылись новые возможности: наша группа компаний сумела приобрести три завода, которые ранее производили автомобили тех брендов, которые ушли. Здесь, наоборот, получается новшество в том, что мы вышли на другое поле и планируем быть крупнейшим производителем автомобилей в России.
— По надежности новых партнеров есть какие-то вопросы или с этим нет никаких сложностей?
— Скажем так, партнерские отношения стало выстраивать тяжелее. Менталитет другой, их подход тоже другой.
Гендиректор инженерной компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский:
«С начала спецоперации мы встретили [санкции] в Дубае, где рассматривали возможность участия в международных проектах. Те международные мысли тут же прекратились, возник кризис. Кризис в первую очередь моральный, во вторую — технологический и логистический. То есть внезапно производители стали недоступны, нам надо было в первую очередь выполнить все проекты. Мы очень быстро импортозаместили все, что можно, и довели проекты. Поэтому логистический и технологический кризис мы преодолели очень быстро, моральный был самый сложный, потому что он сначала подействовал на нас, потом еще и на наших заказчиков. Новые работы не запускались минимум полгода, что и создало отложенный спрос на сейчас. Часть решений была принята в тот момент не самых правильных, через год мы полностью адаптировались, и за два года компания выросла в два раза. Сейчас я считаю, что этот кризис пройден, и чувствую себя хорошо. Наши заказчики — это крупные госкорпорации, серьезные компании, то есть они, во-первых, стабильные, а во-вторых, они обеспечивают жизнеспособность нашей страны, цивилизации и людей. Они в любом случае должны работать, и мы всегда востребованы».
Предприниматель, владелец швейного производства бренда S&M Илья Волков:
— У нас сфера — швейное производство, честно говоря, почувствовали кардинальные изменения в поставках техники, в поставках европейского оборудования. Но как-то это быстро все заместилось, и на нас это никак не повлияло. Изначально был страх, что будут проблемы с поставками, с поставщиками, с оборудованием, но пока все в порядке. Каждый день все меняется, поэтому чем это все закончится, никто не знает, но в данный момент мы не испытываем сложностей. Я уверен, что рынок решит все вопросы всегда, и очень много поставщиков, производителей по всему миру, и не только в Европе и Америке. Параллельный импорт тоже никто не запрещал. Да, дороже. Ну, дороже и дороже.
— Нет худа без добра, такого не было?
— К сожалению, плюсов у нас не было, на памяти ничего такого нет, к сожалению.
Директор компании «Промет» Алексей Петров:
— Мы, как и любая компания и в целом как страна, два года назад находились в стрессовой ситуации, в том числе из-за санкций, закрытия европейского рынка, мы экспортеры. Из-за сложностей с платежами, из-за сложностей с поставками запчастей. Но за два года мы сумели адаптироваться. То есть мы переориентировали закупку оборудования с европейских компаний на других производителей.
— Есть два сдерживающих фактора — будущее технологическое отставание из-за того, что мы отрезаны от самых передовых разработок, и из-за непредсказуемости от новых партнеров. Насколько они оказывают влияние?
— Мы не отрезаны от новых современных технологий, потому что в последнее время европейские производители потеряли рынок. И на самом деле то, что они заставили россиян повернуться лицом к Азии, привело к тому, что мы увидели, что в Азии можно покупать оборудование не хуже европейского, во многих частях гораздо лучше и по лучшим ценам. Поэтому проблем с технологическим отставанием наша компания не видит. Это вопросы переориентирования закупки оборудования, выстроили канал параллельного импорта, в случае если нам необходимо закупать запчасти уже к имеющемуся европейскому оборудованию. Понятно, что риски есть везде, но мы стараемся закладывать эти риски, выстраивать отношения с партнерами, создавать инфраструктуру, которая нам будет позволять в случае дальнейших непонятных изменений нивелировать эти риски.
В начале 2024 года британская Financial Times написала, что предрекавших катастрофический спад российской экономики западных экономистов ошеломила ее устойчивость. Что на самом деле Россия выбралась из рецессии, сумев избежать попыток западных стран ограничить ее доходы от продажи энергоносителей и нарастив расходы на оборону.